ДОП ДО "Умники и умницы"

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования
естественно – научной направленности «Умницы и умники» (далее – Программа)
разработана и реализуется в МАДОУ детский сад комбинированного вида № 308
«Жемчужинка». Программа нацелена на познавательное и речевое развитие
воспитанников 4-7 лет.
Актуальность развития познавательных и речевых способностей у детей
дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы
живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху большого объема
информации, цифровизации всей нашей жизни. Информационные технологии
дают нам новые возможности. Сегодняшних дошкольников ждёт интересное
будущее. Для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в
постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро
воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового,
находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы
должны выпустить из дошкольного учреждения человека любознательного,
активного,
принимающего
живое,
заинтересованное
участие
в
образовательном
процессе,
обладающего
способностью
решать
интеллектуальные
и личностные
задачи,
а
также
овладевшего
универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по
правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно
переоценить.
Одной из задач развития ребенка дошкольного возраста является
подготовка его к обучению в школе, обеспечение преемственности
дошкольного этапа образования и школьного. Проанализировав содержание
современных обучающих программ начальной школы, можно с уверенностью
сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков
начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в
дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим
образом. ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования. Требования стандарта к результатам
освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают
основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Поэтому конечной целью реализации Программы является создание условий
для обеспечения высоких «стартовых возможностей» при поступлении и
обучении ребенка в начальной школе.

2

Программа основывается на нормативно-правовых документах:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-Ф3;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования";
- Письмо Министерства образования науки РФ от 11.12.2006 г., №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28
декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников");
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (СанПиН) 2.4.1.3049-13;
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН
2.4. 3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ № 28 от 28.09.2020 г.).
Программа реализуется на государственном языке – русском в режиме
пятидневной рабочей недели (выходные – суббота и воскресенье), исключая
праздничные дни (см. Трудовой кодекс Российской Федерации).

Проблемы интеллектуального развития дошкольников
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный
дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако,
существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что
развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех
случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Например, по Ж. Пиаже. понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух
логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с
логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление
человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о
предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить
определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности
реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие
выступает и как исходный элемент познания, и как его результат. А для того,
чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление,
необходимо развивать именно его логические структуры.
3

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста
следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она
выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить,
углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие
вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ
познания и применять его на другом материале. Познавательные способности
развиваются на основе потребности в новых впечатлениях, которая присуща
каждому человеку от рождения.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у
детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание
начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы
чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно
воздействующих на наши органы чувств.
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и
соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта,
непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление – чувственный образ предмета, в данный момент нами не
воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их
свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём
посредством
абстрактного,
логического
мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую
очередь,
понятия,
а
также
–
суждения
и
умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки
отдельного
предмета
или
класса
однородных
предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких
мыслительных операций:
Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части,
мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов
по существенным или несущественным признакам.
Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в какомлибо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация – распределение предметов по группам, где каждая
группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

4

Цель Программы: формировать познавательные способности детей
старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур
мышления.
Задачи:
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать,
обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале
(ознакомление с природным, предметным окружением).
Совершенствовать
произвольное
внимание,
память.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения
на
основании
приобретённых
знаний.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;
- Развивать универсальные учебные действия.
Ожидаемые результаты:
Формирование у ребёнка таких качеств, как осведомленность,
любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать,
слушать, доказывать свою точку зрения.
Особенности реализации Программы:
1.
Основа на личностно - ориентированной модели развития и
воспитания детей.
2.
Обеспечение деятельностного подхода при реализации
Программы.
3.
Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом
индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности
им способов действия.
4.
Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими
направлениями развития дошкольников, использование различных
способов и приемов в обучении.
5.
Все задачи решаются посредством игры и игровых действий.
6.
Использование
новейших
разработок
по
теме
“Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение
наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и
палочки Кюизенера.
7.
Применение здоровьесберегающих технологий.
8.
Все задания объединены единым сюжетом и построены по
принципу от простого к более сложному.
9.
Взрослый - это равноправный участник игр и упражнений,
способный, как и ребенок, ошибаться.
10. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая
возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к
самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным
путем.
11. Обеспечение воспитательной составляющей образования.
5

Основные формы и методы работы с детьми
Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год - возрастная
группа 4-5 лет, второй - возрастная группа 5-6 лет. Занятия в каждой группе
проводятся 2 раза в неделю - первое направлено на развитие речи и
мышления детей, второе логико-математических и конструктивных
способностей детей. Продолжительность занятий в группе 25 - 30 минут.
Численный состав группы не должен превышать 15 человек.
Форма организации детей – групповая (обучающие и развивающие
игры на занятии).
Для реализации программы используются следующие методы:
 Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему
занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы
(применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и
систематизации),
рассказы
детей
(метод
направлен
на
совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей ).
 Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов,
иллюстраций, план – схемы.
 Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование,
использование игровых приемов.
Организация занятий по Программе
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню
развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях
наглядного материала.
–Равноправного
партнерства
взрослого
и
ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием
соревновательность, сотворчества.
Примерное построение занятия:
1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.
Установление благожелательного эмоционального контакта.
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими
детьми):
2. Основная часть.
Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой
между ними или в середине.
Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений,
объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)
3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой
инициативы.
6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации ДОП ДО «Умники и умницы»
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание

Возрастные группы
Умники и Умницы
Гр. № 5, 13, 3, 8, 4, 6, 11, 12

Начало учебного года

с 01.10.2021 г.

Окончание учебного года

27.05.2022 г.

Продолжительность учебного года, в том числе:

32 недели

- первое полугодие
13 недель
- второе полугодие
19 недель
Продолжительность учебной недели
Количество занятий (НОД) в день
Количество занятий (НОД) в неделю
Количество академических часов (занятий) в месяц
Количество академических часов (занятий) в год

7

с 01.10.2021 г. по 31.12.2021 г.
с 10.01.2022 г.
27.05.2022 г.
5 дней
1
2
8
64

Учебно-тематический план
Первый год обучения (4-5 лет)
КолМесяц

Блок

Раздел

во
часов

Октябрь Развитие речи
и мышления
Формирование логико
– математических
представлений и
конструктивных
способностей

Ознакомление с миром
природы

4

Цвет и форма.
Комбинирование.
Свойства предметов.

4

Действия по алгоритму.
Логические задачи

Ноябрь

Развитие речи
и мышления
Формирование логико
– математических
представлений и
конструктивных
способностей

Ознакомление с миром
природы

4

Классификация.
Геометрические фигуры
Работа по алгоритму.
Конструирование
геометрических фигур.

4

Логические задачи
Декабрь Развитие речи
и мышления

Ознакомление с миром
природы

2

Ознакомление с социальным
миром

2

Формирование логико Объёмные фигуры
– математических
Сравнение
представлений и
конструктивных
8

4

способностей
Январь

Развитие речи
и мышления

Ознакомление с социальным
миром

2

Ознакомление с миром
природы

2

Формирование логико Ориентировка в пространстве и
– математических на плоскости
представлений и
Логические задачи
конструктивных
способностей
Февраль Развитие речи
и мышления
Формирование логико
– математических
представлений и
конструктивных
способностей
Март

Развитие речи
и мышления

4

Ознакомление с социальным
миром

4

Количество и счёт

4

Ориентировка в пространстве в
соответствии с планом
Логические задачи
Ознакомление с миром
природы

3

Ознакомление с предметным
окружением

1

Формирование логико Количество и счёт
– математических
Измерение
представлений и
конструктивных
Понятие множество, классы
способностей
Свойства объектов

4

Логические задачи
Апрель

Развитие речи
и мышления

Ознакомление с предметным
окружением

1

Ознакомление с социальным
миром

2

9

Формирование логико
– математических
представлений и
конструктивных
способностей

Ознакомление с миром
природы

1

Свойства объектов

4

Сравнение
Понятия: точка, прямая линия,
отрезок, луч
Логические задачи

Развитие речи
Май

и мышления

Ознакомление с миром
природы

2

Ознакомление с социальным
миром

2

Формирование логико Количество и число
– математических
Признаки объектов
представлений и
конструктивных
Закономерность
способностей
Классификация

4

Логические задачи
Итого

64

Второй год обучения (5-6 лет)
КолМесяц

Блок

Раздел

во
часов

Октябрь

Развитие речи
и мышления
Формирование логико
– математических
представлений и
конструктивных
способностей.

Ознакомление с миром
природы

4

Символическое изображение
объектов

4

Логические задачи
10

Ноябрь

Развитие речи
и мышления

Ознакомление с миром
природы

Формирование логико – Признаки предметов
математических
Состав числа
представлений и
конструктивных
Схема
способностей.
Логические задачи
Декабрь

Развитие речи
и мышления

4

4

Ознакомление с миром
природы

2

Ознакомление с социальным
миром

2

Формирование логико – Признаки объектов
математических
Закономерность
представлений и
конструктивных
Ориентировка в пространстве
способностей.
Действие по плану

4

Символическое изображение
вещей
Логические задачи
Январь

Развитие речи
и мышления

Вторая ступень
математики

Ознакомление с миром
природы

2

Ознакомление с предметным
окружением

2

Упорядочивание предметов

4

Признаки предметов
Действие по алгоритму
Логические задачи

Февраль

Развитие речи

Ознакомление с миром
природы
11

1

и мышления
Формирование логико –
математических
представлений и
конструктивных
способностей.

Ознакомление с предметным
окружением

3

Действия сложения и
вычитания

4

Закономерность
Признаки объектов
Логические задачи

Март

Развитие речи
и мышления

Ознакомление с миром
природы

2

Ознакомление с предметным
окружением

1

Ознакомление с социальным
миром

1

Формирование логико – Логические операции
математических
Логические связи
представлений и
конструктивных
способностей
Апрель

Развитие речи
и мышления

Формирование логико –
математических
представлений и
конструктивных
способностей

4

Ознакомление с миром
природы

1

Ознакомление с предметным
окружением

1

Ознакомление с социальным
миром

2

Опытно – исследовательская
деятельность

4

Разбиение множества на
классы
Сравнение
Логические операции
12

Май

Развитие речи
и мышления

Ознакомление с миром
природы

2

Ознакомление с социальным
миром

2

Формирование логико – Симметрия
математических
Сравнение чисел
представлений и
конструктивных
Классификация
способностей
Кодировка и декодировка
свойств объектов

4

Умозаключения
Итого:

64

13

Содержание программы с детьми 4-5 лет
по формированию логико – математических представлений и
конструктивных способностей

Октябрь

Число
занятия
1-4

Ноябрь

5-8

Месяц

Задачи
- Развитие комбинаторных
способностей
путём
комбинирования цвета и
формы.
Развитие
наблюдательности,
творческого воображения.
- Развитие умения выявлять
и абстрагировать свойства,
следуя
алгоритму.
Развитие
пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
Развитие
умения
анализировать
свойства
изображений, рассказывать
о том, что их объединяет.

- Развитие аналитической
деятельности,
умения
классифицировать объекты.
Освоение
приёмов
конструирования
геометрических
фигур
(алгоритм
действий).
Развитие
умения
осуществлять зрительно –
мысленный
анализ.
- Развитие комбинаторных
способностей.
- Развитие речи, памяти,
внимания.
14

Средства
реализации
«Сложи узор»
(кубики Никитина),
«Коврик» (палочки
Кюизенера) .
Игры на поиск
недостающего
элемента: «Чего не
хватает», «Что
пропущено»
Игры с блоками
Дьенеша:
«Помоги
муравьишкам»,
«Страна муравия»,
«Построй дорожку» и
др.
Игры – головоломки:
«Танграм»,
«Колумбово яйцо» и
др.
Словесно –
логические игры и
упражнения:
«Что объединяет?»
Игры с блоками
Дьенеша, с
игрушками,
картинками»:
«Засели домики»,
«Заполни
аквариумы» и др.
«Необычные
фигуры» (блоки
Дьенеша).
«Подбери заплатку к
коврику»,
«Чего не хватает».
Игры – головоломки

со счётными
палочками.
Словесно –
логические игры и
упражнения
Декабрь

9-12

- Развитие умения мыслить
пространственными
образами
(объёмными
фигурами).
Развитие
умения
сравнивать.
- Развитие речи, внимания.

Январь

13-16

- Развитие комбинаторных
способностей,
сообразительности,
творческого
воображения,
Развитие
пространственного
воображения,
сообразительности,
смекалки.
- Развитие аналитических
способностей,
умения
определять
результат
деятельности.
- Развитие речи, мышления

Февраль

17-20

Развитие
умения
кодировать
практические
действия
числами.
Развитие
умения
осуществлять зрительно –
мысленный
анализ
Развитие
умения
15

«Кубики для всех»,
Конструкторы:
«Лего» и другие
объёмные
конструкторы.
«Найди отличия»,
«Четвёртый
лишний»; игры с
блоками:
«Две дорожки»,
«Поймай тройку».
Логические задачи.
Игры с «цветными
числами»
(палочки
Кюизенера).
«Игры –
головоломки», «Что
изменилось».
«Чудесный
мешочек».
«Что получится,
если….»
(упражнения со
счётными
палочками).
Словесно –
логические игры и
упражнения :
«Закончи
предложение»,
«Дополни ряд».
Игры: «Чего не
хватает», «Четвёртый
лишний».
Планы – схемы:
«Куда села муха?»,
«Где спрятался
Мишка?» и т.д.

ориентироваться
в
пространстве в соответствии
с
планом.
- Развитие речи, мышления.
Игры с числовым кубиком и
фишками.
Март

21-24

- Развитие конструктивных
способностей, зрительного
внимания, умения мыслить
образами.
Развитие
у
детей
представления о числе на
основе счёта и измерения.
- Развитие умения разбивать
множество на классы по
совместимым
свойствам.
- Развитие речи, мышления.

Апрель

25-28

- Развитие произвольного
внимания,
зрительной
памяти.
- Развитие умения выделять
и абстрагировать свойства
объекта,
сравнивать
по
заданным
свойствам.
- Освоение понятий: точка,
прямая линия, отрезок, луч.
Развитие
слухового
внимания, памяти, речи. (6),

16

Словесно –
логические игры и
упражнения :
«Почему один
лишний?»,
«Назови, одним
словом».
«Геоконт»,
«Танграм»,
«Колумбово яйцо» и
другие подобные
игры.
Игры с палочками
Кюизенера:
«Весёлый поезд»,
«Составь число» и
т.д.
Игры с блоками
Дьенеша:
«Помоги фигурам
выбраться из леса»,
«Загадки без слов»,
«Где спрятался
Джерри?».
Словесно –
логические игры и
упражнения:
«Подбери слово по
аналогии»
«Чудесный
мешочек».
«Что изменилось».
Игры с блоками:
«Дорожки»,
«Домино», Игры с
картинками, с
игрушками:
«Чем похожи и чем
отличаются»
Игра «Геоконт»,
упражнения на листе
в клетку.
Словесно –
логические игры и
упражнения: «Найди

Май

29-32

Развитие
умения
устанавливать зависимость
между
количеством
и
числом.
Развитие
умения
анализировать
группы
объектов,
устанавливать
закономерность в наборе
признаков.
Развитие
умения
классифицировать,
используя при этом кодовые
карточки.
- Развитие умения быстро
подбирать нужное слово.
«Палочки
Кюизенера»,
картинки, игрушки, цифры.
(3)

нужное слово», «Кто
самый, самый?»,
«Лишнее слово».
Упражнения на
сравнение двух групп
фигур, упражнения с
кругами Эйлера.
Игры с блоками
Дьенеша:
«Найди свой гараж»,
«Найди свой домик»,
«Дерево».
Словесно –
логические игры и
упражнения: «Скажи
наоборот»,
«Продолжи ряд».

Содержание программы с детьми 5-6 лет
по формированию логико – математических представлений и
конструктивных способностей
Месяц
Октябрь

Число
занятия
1-4

Задачи
- Развитие внимания и
наблюдательности.
Формирование
представления
о
символическом
изображении
вещей.
- Формирование умения
рассуждать.

17

Средства
реализации
Упражнения типа:
«Найди отличия»
(Снеговики,
матрёшки и т.д.);
«Мальчики»
«Зверюшки на
дорожках»
«Муравьи»
«Поиск затонувшего
клада» (блоки
Дьенеша - альбом)
Беседы по коротким
рассказам Л.Н.
Толстого, К. Д.
Ушинского и др.

Ноябрь

5-8

- Развитие конструктивных
способностей.
Умение
строить
упорядоченные ряды по
выбранному
признаку.
- Развитие математических
понятий о составе числа при
помощи
схем.
Формирование умения
находить основание для
сравнения.

Декабрь

9-12

Развитие
умения
анализировать
группы
объектов,
устанавливать
закономерность в наборе
признаков.
Развитие
умения
ориентироваться
в
пространстве в соответствии
с
планом.
Формирование
представления
о
символическом
изображении
вещей.
- Развитие речи, мышления

Январь

13-16

- Формирование умения
упорядочивать предметы по
выбранным
признакам.
Развитие
18

Игры – головоломки:
«Хамелеон»,
«Уникуб»,
«Кубики для всех».
«Найди
закономерность,
дорисуй»,
«Числовая лесенка»
(палочки
Кюизенера).
«Торопись, да не
ошибись»,
«Рассели ласточек»,
«Примеров много –
ответ один»
Словесно –
логические игры и
упражнения :
«Так можно, а так
нельзя сравнивать»,
«Чем похожи, а чем
отличаются».
Упражнения на
сравнение двух
групп фигур ,
упражнения с
кругами Эйлера.
Планы – схемы:
«Куда села муха?»,
«Где спрятался
Мишка?» и т.д.
Игры с блоками
Дьенеша: «Праздник
в стране Блоков» альбом с заданиями.
Словесно –
логические игры и
упражнения: «Найди
нужное слово», «Кто
самый, самый?»,
«Лишнее слово».
Игры с палочками
Кюизенера:
«Кростики. Посудная
лавка» - альбом с

пространственных
представлений.
Развитие
умения
действовать
согласно
алгоритму.
- Развитие умения подробно
и связно объяснять – в чём
сущность
отличия
или
нелепости ситуации.

Февраль

17-20

Формирование
конкретного
смысла
действий
сложения
и
вычитания.
- Развитие комбинаторных
способностей,
сообразительности,
творческого воображения.
Развитие
умения
анализировать
группы
объектов,
устанавливать
закономерность в наборе
признаков.
Формировать
умение
описывать
определённое
понятие.

Март

21-24

- Формирование понятия об
отрицании
некоторого
свойства и о логической
операции,
обозначаемой
союзом
«и».
Развитие
внимания,
умения анализировать и
19

заданиями;
Упражнения: «Чего
не хватает». Планы –
схемы движения:
«Поросята и серый
волк» и другие
подобные
лабиринты. Игры с
Блоками: «Построй
дорожку»,
«Необычные
фигуры».
Упражнения на
сравнение двух
групп фигур ,
«Четвёртый
лишний»,
«Нелепицы».
«Сколько вместе?»,
«Сколько осталось?»
– схемы к
математическим
задачам. Игры с
«цветными числами»
(палочки
Кюизенера): «На
золотом крыльце» альбом с заданиями.
Упражнения на
сравнение двух
групп фигур ,
упражнения с
кругами Эйлера
Словесно –
логические игры и
упражнения :
«Представь, что
это?».
Игры с кругами
эйлера (блоки
Дьенеша, игрушки).
Игры с Блоками:
«Дорожки»,
Домино», «Найди
пару», Поймай

сравнивать
объекты
по
самостоятельно
выделенным
свойствам.
- Развитие конструктивных
способностей, зрительного
внимания, умения мыслить
образами.
- Формирование умения
устанавливать логические
связи.

тройку».
Геоконт»,
«Танграм»,
«Колумбово яйцо» и
другие подобные
игры.
Словесно –
логические игры и
упражнения :
«Логические
цепочки».
«Фабрика»,
«Чудо – мешочек»;
словесно –
логические игры:
«Что будет, если….»
«Помоги фигурам
выбраться из леса»,
«Загадки без слов»,
«Круги Эйлера»
(Блоки Дьенеша).
Словесно –
логические игры и
упражнения :
«Так можно, а так
нельзя сравнивать»,
«Чем похожи, а чем
отличаются».
«Найди все дороги»,
«Где чей домик?»
«Математический
планшет»,
«Логическая
мозаика»занимательные игры.
Учебно – игровые
пособия: «Логика и
цифры», «Играем в
математику».

Апрель

25-28

Формирование
представлений о случайных
и достоверных событиях
(исход
опыта).
- Развитие умения разбивать
множества
на
классы,
производить
логические
операции.
Развитие
умения
сравнивать.

Май

29-32

- Развитие комбинаторных
способностей,
представлений о симметрии.
- Упражнение в сравнении
чисел,
выявлении
их
отношений, классификации.
- Формирование умения
кодировать и декодировать
информацию о свойствах
объектов.
Развитие
умения
рассуждать,
делать
умозаключения.
«Угадай фигуру»,
«Сократи слово»,
«Раздели блоки»
(блоки Дъенеша).
Словесно –
20

логические игры и
упражнения :
«Толкование
пословиц»,
«Суждения»

21

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Мониторинг результатов освоения воспитанниками
содержания ДОП ДО «Умники и Умницы»
Сформированы предполагаемые умения и навыки. Ребенок владеет
основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать
сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен
объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует
обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей
формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит
закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи
суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и
на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий
спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив,
заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества,
умеет работать
в паре и микрогруппе.
Предполагаемые умения и навыки находятся в стадии формировании.
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение,
классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и
различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет
объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном
распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими
понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с
помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит
закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о
них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет
достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на
листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Предполагаемые умения и навыки не сформированы. Ребенок не владеет
такими логическими операциями, как обобщение, классификация,
систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов,
но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять
предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление
целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого
справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не
способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать
умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не
способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще
всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает
трудности при работе в группе.
22

.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Варианты диагностического обследования детей
«Определение обобщающих понятий» (6-7 лет), автор Л.Ф.Тихомирова.
Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.
Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов.
1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница,
чашка, слива.
2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка,
яблоня, тарелка.
3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь,
куртка, сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30
секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка
не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что
ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят
самостоятельно дать определение.
Оценка результата:
Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0. При
повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.
8-10 баллов — сформированы.
4-7 баллов — находятся в стадии формирования.
1-3 балла – не сформированы.

23

«Определение уровня умственного развития старших дошкольников»
(Э.Ф.Замбицавичене)
Тест состоит из четырёх субтестов:
 Исследование дифференциации существенных признаков предметов и
явлений от несущественных, а также запаса знаний.
 Исследование операций обобщения, способности выделить существенные
признаки предметов.
 Исследование способности устанавливать логические связи и отношения
между понятиями.
 Выявление умения обобщать.
Пробы для ребёнка читаются вслух.
Субтест № 1
Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит
начатое предложение.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).
Субтест № 2
В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну
группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это
«лишнее» слово надо найти и назвать его.
1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8. Число, плюс, минус, равно, неравно.
9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
24

Субтест № 3
В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи
между собой. Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов,
приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.
1. Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2. Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3. Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4. Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5. Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
6. Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7. Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8. Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9. Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10. Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
Субтест № 4
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1. Метла, лопата –
2. Окунь, карась –
3. Лето, зима –
4. Огурец, помидор –
5. Сирень, шиповник - 6. Шкаф, диван 7. День, ночь 8. Слон, муравей 9. Июнь, июль –
10. Дерево, цветок

25

Оценка результатов
Субтест № 1
За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. Если ответ неверный,
предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5
балла.
Субтест № 2
За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5
балла.
Субтест № 3
За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие
Вопросы не задаются.
Субтест № 4
Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.
Х*100%
Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов,
полученных испытуемым.
Уровни успешности:
5-ый – 40 баллов (100%);
4-ый – 32-39 баллов (80-99%);
3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);
2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);
1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).

26

Список использованной литературы
1. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт
– Петербург, «Детство – пресс», 2003г.
2. «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией
Столяра А.А. Москва, 1991г.
3. «Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург,
Детство – пресс, 1992г.
4. «Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З.А.,
Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
5. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
8. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об
утверждении и введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной
программы дошкольного образования». (Пункт 3.4)
9. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы
психологии, №4, 1996г.
10. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта.
Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
11. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического
мышления»
12. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
13. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
14. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
15. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М.:
Просвещение, 2000.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».