Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе дошкольного образования «Умники и Умницы» Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Умники и Умницы» (далее – Программа) естественно – научной направленности реализуется в МАДОУ детский сад комбинированного вида № 308 «Жемчужинка» с воспитанниками 4-6 лет. Программа разработана и реализуется на основе нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Письмо Министерства образования науки РФ от 11.12.2006 г., №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"); - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН) 2.4.1.3049-13; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.4. 3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г.). Программа реализуется на государственном языке – русском в режиме пятидневной рабочей недели (выходные – суббота и воскресенье), исключая праздничные дни (см. Трудовой кодекс Российской Федерации). Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Задачи: - Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале (ознакомление с природным, предметным окружением). - Совершенствовать произвольное внимание, память. - Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний. - Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений; - Развивать универсальные учебные действия. Характерные особенности программы: Воплощение концепции личностно- ориентированной модели развития и воспитания детей. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий. Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Применение здоровье сберегающих технологий. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем. Основные формы и методы работы с детьми Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год - возрастная группа 4-5 лет, второй - возрастная группа 5-6 лет. Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю - первое направлено на развитие речи и мышления детей, второе логико-математических и конструктивных способностей детей. Продолжительность занятий в группе 25 - 30 минут. Численный состав группы не должен превышать 15 человек. Форма организации детей – групповая (обучающие и развивающие игры на занятии). Для реализации программы используются следующие методы: Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей ). Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы. Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов. Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов: Систематичности и последовательности. Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей. Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала. Равноправного партнерства взрослого и ребенка. Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества. Ожидаемые результаты Сформированы предполагаемые умения и навыки: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.