14.12.2021
1. В большинстве экологических
сказок отражена проблема загрязнения леса и окружающей среды под воздействием
антропологической деятельности. Тематика довольно однообразная по сюжету лесные
обитатели жалуются на последствия пребывания людей в лесу и зовут на помощь
ребят, фею и других героев, которые очищают лес от мусора. Рекламируются
правила поведения в природе. Недостаточно внимания уделяется самой экосистеме
уральского леса: особенности лесных экосистем, сохранению биоразнообразия,
экологическим ролям лесных обитателей, взаимосвязям живых организмов между
собой и с окружающей средой. Тема «этажей леса» не обсуждается, поэтому
участники получили низкие баллы по этому критерию.
2.
Некоторые участники
оригинально представили тему («Уральские самоцветы»), красиво и зрелищно
(«Осенние ромашки»), но содержание сказок не связано с тематикой леса. Наличие
полезных ископаемых обусловлено рельефом местности, а не лесными ландшафтами.
Вышли за рамки уральского леса еще нескольких детских садов, пропагандирующие
идеи в планетарном масштабе: «….спасем планету от мусора» и т.п. Проблему
спасения рек и других водных экосистем
также можно рассматривать как отклонение от темы уральского леса.
3. Не все участники раскрыли
экологическую идею сказки. Например, в сказке «Муравьишки на страже леса»
муравьи (санитары леса) подметают лес, спасают бабочку и др. На самом деле их роль
как санитаров – это уничтожение насекомых-вредителей. В некоторых сказках
пропагандируются потребительское отношение к лесу (сбор лекарственных растений,
грибов, ягод). Например, «Земляничка» дарит букет лесных ягод, что запрещено
экологическими правилами. На современном этапе в экологическом воспитании детей
рекомендуется акцентировать познавательные, эстетические, гигиенические аспекты
природопользования, а не утилитарные, потребительские. Также необходимо
помнить, что даже в «сказке», дети должны получать (закреплять) научно
достоверные сведения о природе.
4. Порадовало разнообразие и
креативность подходов при создании эко-макетов, есть очень интересные задумки,
которые позволяют педагогам организовать цикл дидактических событий на основе
данного пособия.
5. Благодарим всех педагогов,
создающих условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников. Отдельное
спасибо детям, замечательно исполнившим различные роли в экологических сказках!