ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП "ЭКОЛЕНОК 2022"

23.11.2022

Комментарии экспертной комиссии

по результатам отборочного этапа городской игры «Эколенок 2022»

 

Критерии «актуальность проекта» и «соответствие теме». Не всем участникам удалось отразить краеведческую ориентированность образовательного проекта. Проект «Птицы Урала» направлен на ознакомление дошкольников с особенностями орнитофауны в регионе проживания. Однако в части проектов это требование (региональный компонент образования) игнорируется, т.к. при отборе познавательного содержания воспитатели выбрали птиц (воробьи, синицы, вороны, сороки и др.), которые обитают во всех регионах России и изучаются во всех программах дошкольного образования в теме «перелетные и зимующие птицы».  Так, например, воробьи и голуби являются космополитами, они заселили большинство континентов и населенных пунктов по всему миру. Надо было не дублировать федеральный компонент образовательных программ, а представить региональный вариант. В презентациях отсутствуют материалы о разнообразии уральских птиц. Только в одном проекте устанавливается причинно-следственная связь с разнообразием условий на Урале (горные тундры, таежные и смешанные леса, лесостепи, водно-болотные угодья) и представлена информация об обитающих там птицах. 

При обосновании актуальности и целей и задач проекта также не всегда устанавливается связь с темой – «Птицы Урала».  Многие воспитатели делают акцент на стратегические цели экологического образования, такие как воспитание экологической культуры и любви к природе, формирование знаний «об экосистемной организации природы Земли»; на призывы «Спасем планету», «Сохраним мир». Умение конкретизировать педагогические задачи в соответствии с темой – профессиональный навык педагога.

Баллы по критериям «актуальность проекта», «соответствие теме» также были снижены тем участникам, которые не проработали содержание темы. Например, руководствуясь принципом «про всё на свете», включили материалы о сортировке мусора, сборе макулатуры или пластиковых крышек и т.д., без установления связи с темой птиц. По незнанию воспитатели демонстрировали Красную книгу России, игнорируя Красную книгу Свердловской области, рекламировали запрещенные виды корма для птиц (хлеб, пшено и др.). В нескольких презентациях говорится о рождении детенышей у птиц. На самом деле детеныши рождаются только у млекопитающих.

Обязательной составляющей целей и задач экологического образования детей является формирование ценностных ориентаций по отношению к изучаемым объектам (птицам) и привлечение детей к природоохранной деятельности (забота о птицах). Во многих проектах эти аспекты недостаточно раскрыты.

 Хочу такой сайт

Критерий «наличие всех структурных компонентов проекта». Баллы снижались не только за отсутствие отдельных компонентов проекта (см. требования), но и за некорректные формулировки проблемы, объекта, предмета, гипотезы и т.д. Не все воспитатели разводят понятия «образовательный проект» (разрабатывается педагогом) и «учебный проект» (выполняется детьми).

Критерий «использование современных образовательных технологий». Только в нескольких проектах были четко названы и представлены современные технологии экологического образования дошкольников: исследовательская, экспериментальная, информационно-коммуникационная, проектная, STEM, ТРИЗ, коммуникативная, проблемное обучение, ролевые игры, экологические тренинги и др. В большинстве презентаций приходилось догадываться по фотографиям, какие технологии использовались. Баллы снижались, если преобладали традиционные методы обучения (а также виды деятельности детей): беседы, чтение книг, рассматривание картинок, дидактические игры, рисование, лепка, изготовление поделок из разного материала и т.п. Поощрительные баллы начислялись за проведение экскурсий в музей природы Урала, зоопарк и др.

Критерии «результативность» и «практическая значимость». Не все участники четко и корректно указали в презентации результативность образовательного проекта для всех субъектов образовательного процесса и практическую значимость результатов. Дополнительные баллы получили участники, которые использовали математические методы (диаграммы) для анализа результатов.

Критерий «отражение экологических проблем, влияющих на жизнедеятельность уральских птиц». В большинстве проектов не отражены экологические проблемы региона, влияющие на жизнедеятельность и численность птиц: застройка, сокращение мест обитания, уменьшение кормовой базы, загрязнение окружающей среды и др. Поэтому оценки по этому критерию были снижены.

Критерий «оригинальность, творческий подход». Многие участники преувеличили роль художественно-эстетической деятельности, делая акцент на ее творческой направленности. Дети рисуют, конструируют из бумаги и лепят из пластилина птичек, украшают помещение кормушками из ниток и т.п. А в чем проявляется творчество, когда дошкольники делают по образцу одинаковых птичек в технике оригами? Наивно предполагать, что у детей таким образом сформируются представления о разнообразии уральских птиц, стремление им помогать и экологическая культура в целом. 

Творчество – это не только рисование, поделки, танцы. Детские исследования в природе, в том числе экспериментальные, также являются видами творческой деятельности. Однако только в четырех проектах из пятидесяти пяти были представлены результаты наблюдений детей на участке (создание и ведение календаря наблюдений за птицами) и тематика проведенных экспериментальных исследований с перьями, которые отчасти демонстрируют влияние загрязнения мест обитания на птиц.

Интеграция разных видов деятельности необходима в период дошкольного детства, но в экологическом образовании приоритет отдается наблюдениям исследовательской направленности с фиксацией результатов, организации проектно-исследовательской, экспериментально-познавательной деятельности и т.п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».