23.11.2022
Комментарии экспертной комиссии
по результатам отборочного этапа городской игры
«Эколенок 2022»
Критерии «актуальность проекта» и
«соответствие теме». Не всем
участникам удалось отразить краеведческую ориентированность образовательного
проекта. Проект «Птицы Урала» направлен на ознакомление дошкольников с особенностями
орнитофауны в регионе проживания. Однако в части проектов это требование (региональный
компонент образования) игнорируется, т.к. при отборе познавательного содержания
воспитатели выбрали птиц (воробьи, синицы, вороны, сороки и др.), которые обитают
во всех регионах России и изучаются во всех программах дошкольного образования
в теме «перелетные и зимующие птицы».
Так, например, воробьи и голуби являются космополитами, они заселили
большинство континентов и населенных пунктов по всему миру. Надо было не
дублировать федеральный компонент образовательных программ, а представить
региональный вариант. В презентациях отсутствуют материалы о разнообразии
уральских птиц. Только в одном проекте устанавливается причинно-следственная
связь с разнообразием условий на Урале (горные тундры, таежные и смешанные
леса, лесостепи, водно-болотные угодья) и представлена информация об обитающих
там птицах.
При обосновании актуальности и целей и
задач проекта также не всегда устанавливается связь с темой – «Птицы
Урала». Многие воспитатели делают акцент
на стратегические цели экологического образования, такие как воспитание
экологической культуры и любви к природе, формирование знаний «об экосистемной
организации природы Земли»; на призывы «Спасем планету», «Сохраним мир». Умение
конкретизировать педагогические задачи в соответствии с темой –
профессиональный навык педагога.
Баллы по критериям «актуальность проекта»,
«соответствие теме» также были снижены тем участникам, которые не проработали
содержание темы. Например, руководствуясь принципом «про всё на свете»,
включили материалы о сортировке мусора, сборе макулатуры или пластиковых крышек
и т.д., без установления связи с темой птиц. По незнанию воспитатели
демонстрировали Красную книгу России, игнорируя Красную книгу Свердловской
области, рекламировали запрещенные виды корма для птиц (хлеб, пшено и др.). В
нескольких презентациях говорится о рождении детенышей у птиц. На самом деле
детеныши рождаются только у млекопитающих.
Обязательной составляющей целей и задач
экологического образования детей является формирование ценностных ориентаций по
отношению к изучаемым объектам (птицам) и привлечение детей к природоохранной
деятельности (забота о птицах). Во многих проектах эти аспекты недостаточно
раскрыты.
Критерий «наличие всех структурных
компонентов проекта». Баллы снижались не только за
отсутствие отдельных компонентов проекта (см. требования), но и за некорректные
формулировки проблемы, объекта, предмета, гипотезы и т.д. Не все воспитатели
разводят понятия «образовательный проект» (разрабатывается педагогом) и
«учебный проект» (выполняется детьми).
Критерий «использование современных
образовательных технологий». Только в нескольких
проектах были четко названы и представлены современные технологии
экологического образования дошкольников: исследовательская, экспериментальная,
информационно-коммуникационная, проектная, STEM, ТРИЗ, коммуникативная, проблемное
обучение, ролевые игры, экологические тренинги и др. В большинстве презентаций
приходилось догадываться по фотографиям, какие технологии использовались. Баллы
снижались, если преобладали традиционные методы обучения (а также виды
деятельности детей): беседы, чтение книг, рассматривание картинок,
дидактические игры, рисование, лепка, изготовление поделок из разного материала
и т.п. Поощрительные баллы начислялись за проведение экскурсий в музей природы
Урала, зоопарк и др.
Критерии «результативность» и
«практическая значимость». Не все участники четко и корректно
указали в презентации результативность образовательного проекта для всех субъектов
образовательного процесса и практическую значимость результатов. Дополнительные
баллы получили участники, которые использовали математические методы (диаграммы)
для анализа результатов.
Критерий «отражение
экологических проблем, влияющих на жизнедеятельность уральских птиц».
В большинстве проектов не отражены экологические проблемы региона, влияющие на
жизнедеятельность и численность птиц: застройка, сокращение мест обитания,
уменьшение кормовой базы, загрязнение окружающей среды и др. Поэтому оценки по
этому критерию были снижены.
Критерий «оригинальность, творческий
подход». Многие участники преувеличили роль
художественно-эстетической деятельности, делая акцент на ее творческой
направленности. Дети рисуют, конструируют из бумаги и лепят из пластилина
птичек, украшают помещение кормушками из ниток и т.п. А в чем проявляется
творчество, когда дошкольники делают по образцу одинаковых птичек в технике
оригами? Наивно предполагать, что у детей таким образом сформируются
представления о разнообразии уральских птиц, стремление им помогать и
экологическая культура в целом.
Творчество – это не только рисование,
поделки, танцы. Детские исследования в
природе, в том числе экспериментальные, также являются видами творческой
деятельности. Однако только в четырех проектах из пятидесяти пяти были
представлены результаты наблюдений детей на участке (создание и ведение календаря
наблюдений за птицами) и тематика проведенных экспериментальных исследований с
перьями, которые отчасти демонстрируют влияние загрязнения мест обитания на
птиц.
Интеграция разных видов деятельности
необходима в период дошкольного детства, но в экологическом образовании приоритет
отдается наблюдениям исследовательской направленности с фиксацией результатов,
организации проектно-исследовательской, экспериментально-познавательной
деятельности и т.п.