Работа с детьми
07.10.2025
Беседа «Ловушка» для подростка: вовлечение детей в преступную деятельность.
Цель: познакомить учащихся с возможными обстоятельствами вовлечения детей в преступную деятельность
К сожалению, нередко взрослые используют детей для достижения своих преступных замыслов. Как понимаете, не без выгоды для себя. О том, как это происходит и что в этой связи полезно подростку, мы и поговорим.
Действия, в которые вовлекают взрослые детей, могут носить характер преступления, а могут считаться проступками. И преступление, и проступок- нарушения закона. В обоих случаях человек, их совершивший,- правонарушитель. Преступлением считаются действия, опасные для всего общества; чёткий перечень преступлений указан в Уголовном кодексе. Проступком , как правило, считают менее опасные действия, перечень которых также чётко указан в законе, но только в другом. Он называется Кодекс об административных правонарушениях. Поскольку проступок менее опасен по своему содержанию и последствиям, чем преступление, то и наказания за эти правонарушения разные.
Почему детей вовлекают в совершение преступления?
Подростка проще обмануть, воспользовавшись его доверчивостью и наивностью. « Отнеси, пожалуйста, этот свёрток к автобусной остановке» или: « Не сочти за труд, позвони в квартиру 35, узнай- дома хозяева или нет». Откуда вам знать, что в коробке взрывчатое вещество, а квартиру хотят обокрасть? У ребёнка могут вызвать чувство мести, сообщив сведения, не соответствующие действительности. « А знаешь, что о тебе говорил Морозов?
Вызови его поговорить». И пока вы будете « выяснять отношения» с Морозовым, ваши «доброжелатели», припугнув его побоями, снимут с него куртку и часы. А вы станете соучастником преступления, которое квалифицируется как грабёж.
Ловко манипулируя такими понятиями, как дружба, верность, надёжность, вас могут убедить в необходимости оказать « помощь» своим «друзьям».Ведь вы такой хороший друг, на вас можно всегда положиться.
Используется и всякого рода зависимость несовершеннолетнего от взрослого. Зная, например, о пристрастии подростка к алкоголю или наркотикам, его проще уговорить совершить противоправное деяние, пообещав за это соответствующее вознаграждение. Втянуть в преступление можно и, пробудив чувство зависти, посулив поделиться похищенным имуществом.
Уголовная ответственность за преступления наступает, как правило, с 16 лет. Однако за некоторые преступления, специально указанные в УК РФ, уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. Это такие преступления, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражи, вымогательство и разбой, захват заложников и др.
Несовершеннолетие может рассматриваться судом только как смягчающее обстоятельство. Поэтому не позволяйте ввести себя в заблуждение уверениями, что вам ничего не будет, что вы ещё ребёнок, несовершеннолетний и не можете быть наказаны.
Тест: подросток и закон.
1. В каком возрасте человеку выдается паспорт?
а) 14 лет б) 16 лет в) 18 лет
2. Дети имеют право свободно выражать свое мнение:
а)в семье б) среди своих друзей в)во всех сферах жизни и деятельности
3. С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет б)с 16 лет в) после окончания учебного заведения
4. Что является основным законом нашего государства:
а) декларация прав человека
б) конституция
в) конвенция о правах ребенка
5. Что такое закон?
а) хартия б)правило в) устав
6. За нарушение законодательства детьми до 14 лет несут ответственность:
а) родители или лица, их заменяющие
б) только родители
в) сами дети
7. С какого возраста наступает уголовная ответственность:
а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет
8. Тайное хищение имущества именуется:
а)кража б) грабеж в) мошенничество
9. Бессмысленное уничтожение ценностей называется:
а) вымогательство б) вандализм в) разбой
10. Системное нанесение побоев, это
а) хулиганство б) истязание в) клевета
11. Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения:определите вид ответственности:
а) административная
б) гражданско-правовая
в)дисциплинарная
12. Ребята избили одноклассника, определите вид юридической ответственности:
а) уголовная
б) дисциплинарная
в) административная
13. Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы:
а) административная
б) гражданско-правовая
в)уголовная
14. Определите, в какое место нужно обратиться в случае грубых нарушений прав человека?
а) в ООН б) в суд в) в школу
15. Выберите из перечисленных преступлений, когда ответственность наступает с 14 лет:
а) кража б) побои в) клевета