МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 308 «ЖЕМЧУЖИНКА» 620138 г. Екатеринбург, бульвар Сергея Есенина 9 тел. 262-24-61; 262-24-78 mdou308@mail.ru www308.tvoysadik.ru ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2023 г. (У № 308 олчина .08.2023 ] УЧЕБНЫЙ п л а н на 2023 - 2024 учебный год Екатеринбург, 2023 Пояснительная записка Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет статус дошкольной организации как образовательной, тем самым утверждая, что дошкольное образование является исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы страны в целом. В Концепции непрерывного образования определена главная задача современной образовательной политики - обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного, на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образование в дошкольной организации включает в себя процесс воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, причем, воспитательный аспект образования выходит на первый план. Для обеспечения высокого качества образования перед дошкольной образовательной организацией (далее -ДО О ) стоит задача создать условия, направленные на разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Учебный план, календарный учебный график, расписание занятий с воспитанниками раннего и дошкольного возраста являются частью образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида № 308 «Жемчужинка» (далее - ОП ДО МАДОУ № 308), которая разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - ФОП ДО) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), а также с учетом рекомендаций инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (далее - программа «От рождения до школы»). Учебный план, календарный учебный график, расписание занятий - нормативные документы, устанавливающие перечень, трудоемкость, последовательность разных видов деятельности по реализации ОП ДО МАДОУ № 308 по образовательным модулям, времени, отводимого на проведение занятий, составлены с учетом индивидуальных, возрастных особенностей, интересов, потребностей и способностей воспитанников, а также социального запроса родителей (законных представителей) и условий МАДОУ. 2 Г енеральная цель ОП ДО - «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно -нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Реализация цели предполагает решение следующих задач: • обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования (далее - ДО) и планируемых результатов освоения ОП ДО МАДОУ № 308; • приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; • создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; • обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования1. 1 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», С. - 5-6. 3 Цели и задачи образовательной деятельности реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: в раннем возрасте (1,5 года - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и сверстниками, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; в дошкольном возрасте (3 года - 7 лет) - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно -исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, труд в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями). Образовательная деятельность ориентирована на разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: 1) социально -коммуникативное развитие, 2) познавательное развитие, 3) речевое развитие, 4) художественно-эстетическое развитие, 5) физическое развитие. 4 I блок - нормативно-правовое обеспечение Учебный план, календарный учебный график, расписание занятий являются нормативными документами, устанавливающими перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения разных видов деятельности по реализации ОП ДО МАДОУ № 308 по образовательным и возрастным модулям, времени, отводимого на проведение занятий - образовательных ситуаций (занятий). Данные документы являются частью ОП ДО МАДОУ № 308, которая разработана на основе ФОП ДО и ФГОС ДО, с учетом рекомендаций программы «От рождения до школы», и составлены на основе нормативно-правовых документов: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 г., СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 32 от 27.10.2020 г., СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 об утверждении «Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Трудового кодекса Российской Федерации, (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ст.112. 5 II блок - содержание образовательной деятельности ОП ДО МАДОУ № 308 - документ нормативно-констатирующего плана, в содержании которого преобладает представление своеобразия организации образовательной деятельности в соответствии с современными нормативными требованиями к качеству образования в ДОО, действующими в сфере дошкольного образования, с учетом особенностей (возрастных, индивидуальных) воспитанников МАДОУ, общественного образовательного заказа в макросоциуме Октябрьского района Екатеринбурга. В основе реализации ОП ДО - модель организации образовательного процесса, охватывающая все основные моменты жизнедеятельности детей. ОП ДО разработана в соответствии с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность системы дошкольного образования, с учетом Устава МАДОУ № 308, всех локальных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса. ОП ДО основывается на положениях: 1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; 2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования. Содержание ОП ДО включает в себя элементы: Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой; - Коррекционной программы «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.М.; Парциальных программ: • программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой; • «Программа развития речи дошкольников» - парциальная программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет под редакцией О.С. Ушаковой; • «Дорогою добра» - программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников под редакцией Л.В. Коломийченко; • «Ладушки» - программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. - - 6 При выборе парциальных программ коллективом МАДОУ учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов, а также современные цели развития системы образования в Российской Федерации и приоритетные направления детского сада. ОП ДО реализуется через рабочие программы, которые составляются педагогами по образовательным модулям «Физическое развитие», «Музыкальное развитие» и по возрастным модулям для воспитанников от полутора до семи лет. Образовательный модуль «Социально-коммуникативное развитие» реализуется с учетом рекомендаций программы «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко, частично дополняется программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой в таких модулях как: «Безопасность» и «Самообслуживание». Содержание образовательного модуля «Речевое развитие» дополнено программой для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Программа развития речи дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой. Содержание образовательного модуля «Музыкальное развитие» дополнено программой для детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Образовательная деятельность по ОП Д О организуется с использованием современных педагогических технологий: - здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, самомассаж мячами су-джок, релаксация и другие); - технология проектной деятельности; - технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; - технологии исследовательской деятельности; - информационно-коммуникативные технологии; - мнемотехника; - игровые технологии (Никитин Б.П. «Интеллектуальные игры», Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», «Давайте поиграем» Игры с логическими блоками Дьенеша, Фидлер М. «Математика уже в детском саду». Счетные палочки Кюизенера, Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», развивающие игры Воскобовича В.) и др.; - легоконструирование; - монтесорри - техники; - другие. В МАДОУ оказывается квалификационная помощь детям в коррекции речевого развития. Коррекционная работа с детьми с диагнозом ТНР ведется на базе логопедической группы по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ (далее - АОП ДО), разработанной с учетом рекомендаций программы «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. 7 Для детей с диагнозами: ОНР, ФНР, ФФНР, обучающихся в группах общеразвивающей направленности, работа ведется учителем-логопедом на базе логопункта, по программе: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. При реализации Программ проводится педагогическая оценка индивидуального развития детей в начале и в конце учебного года. Такая оценка (мониторинг) производится воспитателем группы и специалистами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения следующих задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. III блок - Организационный Календарный учебный график и учебный план построены для фронтальной организации работы с детьми, согласован с расписанием пребывания ребенка в детском саду и гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. Занятия (образовательные ситуации) с воспитанниками раннего возраста осуществляется в первую и вторую половину дня (по 1 занятию) по подгруппам, с воспитанниками четвертого и пятого годов жизни - в первую половину дня, шестого и седьмого года жизни - в первую и вторую половину дня. Расписание занятий и учебный план включают занятия, направленные на решение задач как обязательной части ОП ДО МАДОУ № 308, так и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами, воспитанниками и их родителями (законными представителями). Организованные формы двигательной активности в МАДОУ № 308 включают утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, релаксацию, занятия по физическому развитию два раза в неделю (в раннем возрасте - 1,5-3 года); три раза в неделю в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) в помещении; три раза в неделю в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) - два в помещении и одно на улице; физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения (организуются как в помещении, так и во время прогулок). Утренняя гимнастика и физкультурные занятия с воспитанниками раннего возраста проводятся в групповом помещении; утренняя гимнастика с воспитанниками младших групп проводится в групповом помещении, с дошкольниками 4-7 - в физкультурном зале. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся в физкультурном 8 зале с минимальным перерывом между занятиями разных групп в 5 - 10 минут и обработкой зала после каждой группы дезинфицирующими средствами. Занятия по музыкальному развитию проводятся в музыкальном зале и (или) групповых помещениях (ранний возраст в группах до 01.12.2023 года). Перерывы между занятиями разных групп - 10 минут (зал обрабатывается во время перерыва специальными дезинфицирующими средствами). Занятия не проводятся в дни каникул и в летний оздоровительный период, в периоды проведения диагностики и в праздничные дни2, иные дни согласно плану работы организации. 1. Количество групп: • Группа воспитанников раннего возраста: - первая группа раннего возраста - дети от 1.5 до 2 лет - 1 (группа № 7) - вторая группа раннего возраста - дети от 2 до 3 лет - 2 (группы №№ 1, 2) • Группы воспитанников дошкольного возраста: - младшие группы (четвертый год жизни) - 2 (группы №№ 4,11) - средние группы (пятый год жизни) - 2 (группы №№ 8, 12) - старшие группы (шестой год жизни) - 3 (группы №№ 10, 13) - седьмой год жизни - 3 (группа №№ 3, 5, 9) 2. Количество групп компенсирующ ей направленности: (из общего количества групп) • Группа воспитанников с речевыми нарушениями седьмого года жизни - 1 (группа № 9) Всего 1 группа • Д лительность занятий: • Группы воспитанников раннего возраста (проводятся по подгруппам) - не более 10 минут • Г руппы воспитанников четвертого года жизни - не более 15 минут • Г руппы воспитанников пятого года жизни - не более 20 минут • Группы воспитанников шестого года жизни - не более 25 минут • Группы воспитанников седьмого года жизни - не более 30 минут 2ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ст.112. 9 Перерыв между занятиями - 10 минут. В середине статического занятия в каждой возрастной группе проводятся физкультминутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Домашние задания воспитанникам МАДОУ всех возрастных групп не задаются. 3. Объем образовательной недельной нагрузки: • Группы воспитанников от 1,5 до 3 лет - 100 минут; • • • • Группа воспитанников четвёртого года жизни - 150 минут; Г руппы воспитанников пятого года жизни - 200 минут; Группы воспитанников шестого года жизни - 325 минут; Группы воспитанников седьмого года жизни - 450 минут. 4. Модель образовательного процесса в М АДОУ № 308: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ВОСПИТАННИКАМИ: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ЗАНЯТИЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ СО ВЗРОСЛЫМ, ВОСПИТАННИКОВ ДРУГ С ДРУГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ (КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ) 10 ВЗАИМОДЕИСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 5. Виды детской деятельности по образовательны м модулям (направлениям развития детей): • Модуль 1. «Социально - коммуникативное развитие»: игровая деятельность, познавательно - исследовательская и трудовая деятельность: - сюжетно - ролевые игры; - подвижные игры; - театрализованные игры; - дидактические игры; - самообслуживание; - элементарный бытовой труд; - труд в природе; - игровые тренинги; - акции; - проекты; - утренний и вечерний круг. • Модуль 2. «Познавательное развитие»: - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (ранний возраст); - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) (ранний возраст); - познавательно-исследовательская деятельность; - проектная деятельность; - конструирование (конструктивно-модельная деятельность с разными видами конструкторов и строительных наборов). Модуль 3. «Речевое развитие»: - общение (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого - ранний возраст); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов (ранний возраст); - коммуникативная деятельность (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, коррекция речи); - восприятие художественной литературы и фольклора; - проектная деятельность. 11 • Модуль 4. «Художественно - эстетическое развитие»: - изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация; - конструирование (конструктивно - модельная деятельность из бумаги, ткани, природного и бросового материала); - восприятие смысла музыки (ранний возраст); - музыкальная деятельность (дошкольный возраст). • Модуль 5. «Физическое развитие»: - двигательная активность (ранний возраст); - двигательная деятельность (дошкольный возраст). Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игровая деятельность лежит в основе всех форм организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности воспитанников. В образовательной деятельности акцент делается на воспитательную составляющую. Воспитательная деятельность осуществляется во всех видах организованной и самостоятельной деятельности с воспитанниками в соответствии с Рабочей программой воспитания МАДОУ № 308 и календарным планом воспитательной работы по следующим направлениям: - патриотическое воспитание (ценности: Родина, край, малая Родина, свой народ, народ России, права и свободы человека, патриотизм); - духовно-нравственное воспитание (ценности: жизнь, добро, милосердие, достоинство); - социальное (ценности: семья, дружба, человек, сотрудничество); - познавательное (ценность: познание); - физическое и оздоровительное (ценности: жизнь и здоровье); - трудовое (ценность: труд); - эстетическое (ценности: красота, культура); - экологическое (ценность: природа (охрана, сбережение, восстановление). 12 Учебный год в МАДОУ № 308 начинается с 1 сентября текущего года. Образовательный процесс основан на принципе комплексно-тематического проектирования образовательной деятельности с детьми. Первая тема комплексно-тематического плана начинает реализовываться педагогами с 29 августа текущего года. В период с 29 августа по 1 сентября занятия не проводятся. В этот период педагоги преобразовывают развивающую предметно пространственную среду к началу учебного года с целью постепенного перехода детей от летнего оздоровительно периода к учебному году. Фронтальные занятия также не проводятся в следующие периоды: 1, 2 недели сентября - адаптационный период*, 4-5 неделя декабря - «Творческие каникулы» **. 1 неделя октября - диагностический период***; 1 неделя апреля - диагностический период***; с 1 июня по 29 августа - летний оздоровительный период****. *Адаптационный период - это время привыкания детей (особенно раннего и младшего возраста) к среде детского сада, к новой группе и педагогам. **«Творческие каникулы» - время, когда воспитатели и специалисты вместе с детьми участвуют в театрализованных играх и представлениях, развлечениях, досугах, праздниках, спортивных состязаниях. ***Диагностический период - время проведения мониторинга освоения воспитанниками ОП ДО, могут проводится контрольные занятия; **** Работа организуется в соответствии с Планом летней оздоровительной работы. 6. Структура образовательного процесса: Пребывание ребенка в детском саду (один день) делится на три блока: I. Утренний образовательный блок - продолжительность с 7.30 до 8.45-9.00 часов - включает в себя: • ежедневный утренний прием; • гигиенические процедуры; • утренняя гимнастика; • организация завтрака; • «утренний круг»; • совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей. II. Дневной образовательный блок - продолжительность с 8.45-9.00 до 15.00 часов: • занятия; • организованная образовательная деятельность (совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная 13 • • • • • • • • • • • • деятельность; гигиенические процедуры; релаксация; второй завтрак; организация прогулки; организация обеда; организация сна. III. Вечерний образовательный блок - продолжительность с 15.00 до18.00 часов - включает в себя: организация закаливающих и гигиенических процедур; организация полдника; занятия для воспитанников 1,5-3, 5-7 лет; организация совместной и самостоятельной (культурные практики) деятельности дошкольников; «вечерний круг»; организация прогулки; взаимодействие с семьями воспитанников. Количество занятий в группах раннего и дош кольного возраста __________ О бязательная часть ОП ДО М АДОУ № 308__________ Половина дня I II Максималь ная образовател ьная нагрузка Первая группа раннего возраста 1,5-2 года Время НОД Количество НОД Количество НОД Количество НОД в неделю В первой половине дня Во второй половине дня В неделю Возрастные группы Младшая Вторая группа раннего возраста группа 2-3 года 3-4 года Средняя группа 4 -5 лет Старшая группа 5-6 лет Подготовительна я к школе группа 6-7 лет 8-10 минут 1 1 8-10 минут 1 1 15 минут 2 - 20 минут 2 - 25 минут 2 0-1 30 минут 3 0-1 10 10 10 10 15 15 10 минут 10 минут 30 минут 40 минут 50 минут 90 минут 8-10 минут 8-10 минут - - 25 минут 30 минут 80-100 минут 80-100 минут 150 минут 200 минут 375 минут 450 минут • В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки. • Перерывы между периодами занятиями - не менее 10 минут. 14 У чебный план занятий по реализации образовательной програм м ы дош кольного образования на 2023 - 2024 учебный год Б азовая часть № Виды образовательной деятельности Познавательно исследовательская деятельность Экспериментирование с материалами и веществами 1 2 3 Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками 4 5 Общение Коммуникативная деятельность Коррекция речи Группы / Время об]разовательной деятельности / Количество Гр. № 1, 2, 7 Гр. № 4, 11 Гр. № 8, 12 Гр. № 10, 13 Гр. № 3, 5, 9 м ладш ая старш ая подготовительная раннего средняя к ш коле возраста 1,5-3 лет 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 3-4 года 8-10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут В неделю В год В В В В недел год неделю год ю Обязательная часть ОП ДО Модуль 2. «Познавательное развитие» ' ■ 2 66 2 66 В неделю В год В неделю В год 2 66 2 66 2 66 2 99 - - - - - - - - Модуль 3. «Речевое развитие» 6 2 66 - - - - - - - - - - 1 33 1 33 1,5 49,5 1,5 49,5 - - - - - - - - 2 Л 66 Л 2 66 2 66 Модуль 4. «Художественно - эстетическое развитие» 7 Изобразительная деятельность. Рисование - - 1 33 15 1 33 8 9 10 11 Изобразительная деятельность. Лепка Изобразительная деятельность. Аппликация Конструктивно - модельная деятельность Музыкальная деятельность - - 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 - - 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 - - АА АА АА АА 1 33 1 33 1,5 49,5 1,5 49,5 1,5 49,5 1,5 49,5 1,5 49,5 Модуль 5. «Физическое развитие» 12 Двигательная активность 2 66 - - - - - - - - 13 Двигательная деятельность - - 3 99 3 99 3 99 3 99 Всего (обязательная часть) 9,5 313, 5 9,5 313,5 9,5 313,5 12 396 12 396 Реализация программы в части, формируемой участниками образовательных отношений 1 «Безопасность»* 2 Музыкальная деятельность «Ладушки»** «Дорогою добра»*** «Развитие речи» **** Всего (вариативная часть) Итого в обеих частях 3 4 Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений - - - - - - 1 33 1 33 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 10 16,5 330 0,5 10 16,5 330 0,5 10 16,5 330 1 0,5 3 15 33 16,5 99 495 1 0,5 3 15 33 16,5 99 495 95 % / 5 % 95 % / 5 % 95 % / 5 % 80 % / 20 % 80 % / 20 % Примечание. Игровая деятельность лежит в основе всех занятий и организуется в совместной и самостоятельной деятельности во всех возрастных группах ежедневно. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется ежедневно во всех возрастных группах. 16 М одуль 1. «С оциально-ком м уникативное развитие» (взаимодействие со сверстниками и взрослыми, развитие н авы ков самообслуживания и приобщение к элементарному бытовому труду, нравственно-патриотическое, духовно-нравственное воспитание) осуществляется по программе «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко во время совместной деятельности педагога с детьми, в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей во всех дошкольных группах. Условные обозначения: * Занятия по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой организуются в старших и подготовительных группах, в остальных - в совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий. ** Занятия по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой проводятся во всех возрастных группах детского сада 2 раза в месяц. *** Занятия по программе «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко организуются в старших и подготовительных группах, в остальных программа реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий. **** Занятия по программе «Развитие речи дошкольников» Ушаковой организуются в старших и подготовительных группах 2 раза в месяц, в младших и средних - в совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий. А В логопедической группе: 1 фронтальное занятие в неделю проводится учителем-логопедом в группе, 1 - проводится учителем - логопедом по подгруппам в логопедическом кабинете; ежедневно организуются индивидуальные занятия по коррекции речевого развития, которые проводятся учителем - логопедом. лл Конструктивно - модельная деятельность в младших и средних группах организуются один раз в неделю в процессе совместной деятельности педагога с детьми вне занятий. Реализация Рабочей программы воспитания осуществляется как во время занятий, так и во время образовательных событий в течение всего времени пребывания детей в детском саду в соответствии с календарным планом воспитательной работы на 2023-2024 учебный год. 17 Режим двигательной активности Формы работы Физкультур ные занятия Физкуль турнооздорови тельная работа в режиме дня Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей 1, 5-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 2 раза в неделю 8-10 мин 3 раза в неделю 15 мин 3 раза в неделю 15-20 мин 2 раза в неделю 20-25мин 2 раза в неделю 25-30 мин б) на улице - - - 1 раз в неделю 20-25 мин 1 раз в неделю 25-30 мин а) утренняя гимнастика Ежедневно 10 мин Ежедневно 10 мин Ежедневно 10 мин Ежедневно 10 мин Ежедневно 10 мин б) релаксация Ежедневно 5-6 мин Ежедневно 5-6 мин Ежедневно 6-8 мин Ежедневно 7-10 мин Ежедневно 8-10 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 10-15 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20-25 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30 мин Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 30-40 мин Виды занятий а) в помещении в) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке г) физкультминутки (в середине статического 1-3 ежедневно в 1-3 ежедневно в 1-3 ежедневно в 1-3 ежедневно в 1-3 ежедневно в зависимости от вида зависимости от вида зависимости от вида зависимости от вида зависимости от вида и содержания и содержания и содержания и содержания и содержания занятий занятий 18 занятия) Активный отдых занятий занятий занятий а) физкультурный досуг 1 раз в месяц 15 мин 1 раз в месяц 20 мин 1 раз в месяц 20 мин 1 раз в месяц 25-30 мин 1 раз в месяц 40 мин б) физкультурный праздник — — 1 раза в год до 60 мин 2 раза в год до 60 мин. 2 раза в год до 60 мин. 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно игрового оборудования Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно б) самостоятельные подвижные и спортивные игры Ежедневно 10-15 мин Ежедневно 15-20 мин Ежедневно 20-25 мин Ежедневно 25-30 мин Ежедневно 30-40 мин в) день здоровья Самостоятель ная двигательная деятельность 19 Расписание занятий на 2023-2024 учебный год № 1 (вторая группа раннего возраста) Пятница Четверг Среда Вторник Понедельник д О Н S °и № 2 (вторая группа раннего возраста) №7 (первая группа раннего возраста) I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Экспериментирование с веществами и материалами I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Экспериментирование с веществами и материалами I подгр. - 08.45-08.55 II подгр. - 09.00-09.10 Восприятие смысла музыки I подгр. - 16.10-16.20 II подгр. - 16.30-16.40 Двигательная активность I подгр. - 08.45-08.55 II подгр. - 09.00-09.10 Восприятие смысла музыки I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Общение (развитие речи) I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками I подгр. - 16.10-16.20 II подгр. - 16.30-16.40 Двигательная активность I подгр. - 08.45-08.55 II подгр. - 09.00-09.10 Восприятие смысла музыки I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Общение (развитие речи) I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками I подгр. - 16.10-16.20 II подгр. - 16.30-16.40 Двигательная активность I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.15-09.25 Восприятие смысла музыки I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Экспериментирование с веществами и материалами I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Общение (развитие речи) I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Экспериментирование с веществами и материалами I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Общение (развитие речи) I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Экспериментирование с веществами и материалами I подгр. - 16.10-16.20 II подгр. - 16.30-16.40 Двигательная активность I подгр. - 08.45-08.55 II подгр. - 09.00-09.10 Восприятие смысла музыки I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.15 -09.25 Восприятие смысла музыки I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Экспериментирование с веществами и материалами I подгр. - 16.00-16.10 II подгр. - 16.20-16.30 Общение (развитие речи) I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками I подгр. - 16.10-16.20 II подгр. - 16.30-16.40 Двигательная активность I подгр. - 09.00-09.10 II подгр. - 09.20-09.30 Общение (развитие речи) 10 10 I подгр. - 16.10-16.20 II подгр. - 16.30-16.40 Двигательная активность № 11 (младшая группа) 09.10 - 09.25 Двигательная деятельность 09.35 - 09.50 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) № 4 (младшая группа) 09.00 - 09.15 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) № 8 (средняя группа) 09.00 - 09.20 Изобразительная деятельность (рисование) 09.25 - 09.40 М узыкальная деятельность 09.30 - 09.50 Двигательная деятельность 09.00 - 09.15 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 09.25 - 09.40 Музыкальная деятельность 09.10 - 09.25 Двигательная деятельность 09.35 - 09.50 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 09.10 - 09.30 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 09.50-10.10 Музыкальная деятельность 09.10 - 09.25 Коммуникативная деятельность 09.10 - 09.25 Двигательная деятельность 09.00 - 09.20 Коммуникативная деятельность 09.35 - 09.50 Музыкальная деятельность 09.10 - 09.25 Двигательная деятельность 09.35 - 09.50 Коммуникативная деятельность 09.00 - 09.15 М узыкальная деятельность 09.30 - 09.50 Двигательная деятельность 09.00 - 09.20 Познавательно исследовательская (ознакомление с окр.) 09.35 - 09.50 Познавательно исследовательская деятельность (озн. с окр.) 09.25 - 09.40 Познавательно исследовательская деятельность (озн. с окр.) 09.10 - 09.25 Двигательная деятельность 09.05 - 09.20 Изобразительная деятельность (рисование) 09.05 - 09.25 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 09.35 - 09.50 Изобразительная деятельность (рисование) 09.30 - 09.45 Двигательная деятельность 09.35 - 09.55 Музыкальная деятельность 10 10 20 10 09.30 - 09.50 Двигательная деятельность 10 Вторник Понедельник д № 12 (средняя группа) № 13 (старшая группа) №10 (старшая группа) 09.10 - 09.30 Изобразительная деятельность (рисование) 09.50 - 10.10 М узыкальная деятельность 09.10 - 09.35 Познавательно исследовательская (ознакомление с окр.) 09.55 - 10.20 Двигательная деятельность 16.00-16.25 Изобразительная деятельность (рисование) 09.10 - 09.35 Коммуникативная деятельность 09.55-10.20 Двигательная деятельность 16.00-16-25 «Дорогою добра» 09.10 - 09.35 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 10.00-10.25 Музыкальная деятельность 16.00-16-25 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 09.10 - 09.35 Коммуникативная деятельность 11.30-11.55 Двигательная деятельность(У) 16.00-16.25 Конструктивно-модельная деятельность 09.10 - 09.35 Изобразительная деятельность (рисование) 10.05- 10.30 Музыкальная деятельность 16.00-16.25 «Безопасность» 12(15*) 12 (15*) 09.00 - 09.20 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 09.30-09.50 Двигательная деятельность Пятница Четверг Среда 09.10 - 09.30 Коммуникативная деятельность £ 09.55 - 10.15 Двигательная деятельность 08.55 - 09.15 Познавательно исследовательская (ознакомление с окр.) 09.25 - 09.45 М узыкальная деятельность 09.10 - 09.30 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 09.50 - 10.10 Двигательная деятельность 10 №9 (подготовительная к школе группа, №3 (подготовительная к школе группа) №5 (подготовительная к школе группа) 09.10 - 09.35 Познавательно исследовательская (ознакомление с окр.) 10.25 - 10.50 Двигательная деятельность 16.00-16.25 Изобразительная деятельность (рисование) 09.10 - 09.35 Коммуникативная деятельность 10.20 - 10.45 Музыкальная деятельность 16.00-16-25 «Дорогою добра» 09.10 - 09.35 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 11.20-11.45 Двигательная деятельность (У) 16.00-16.25 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) логопедическая) 09.10 - 09.40 Познавательно исследовательская (ознакомление с окр.) 10.20 - 10.50 Музыкальная деятельность 16.00-16.30 Изобразительная деятельность (рисование) 09.10 - 09.40 Коррекция речи 10.25 - 10.55 Двигательная деятельность 16.00-16-30 «Дорогою добра» 09.10 - 09.40 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 11.55-12.25 Двигательная деятельность (У) 16.00-16.30 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 09.10 - 09.40 Познавательно исследовательская деятельность (озн. с окружающим) 09.50-10.20 Изобразительная деятельность (рисование) 11.00-11.30 Музыкальная деятельность 09.10 - 09.40 Коммуникативная деятельность (подготовка к обучению грамоте) 09.50-10.20 «Безопасность» 11.00-11.30 Двигательная деятельность 09.00 - 09.30 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 09.40 - 10.10 Изобразительная деятельность (рисование) 10.25-10.55 Двигательная деятельность 09.10 - 09.40 Познавательно исследовательская деятельность (озн. с окр.) 09.50-10.20 Изобразительная деятельность (рисование) 10.55-11.25 Двигательная деятельность 09.10 - 09.40 Коммуникативная деятельность (развитие речи) 09.50-10.20 «Безопасность» 12.00-12.30 Двигательная деятельность (У) 09.10 - 09.40 Познавательно исследовательская деятельность (ФЭМП) 09.50 - 10.20 Изобразительная деятельность (рисование) 10.35-11.05 Музыкальная деятельность 09.10 - 09.35 Коммуникативная деятельность 10.00-10.25 Двигательная деятельность 16.00-16.25 Конструктивно-модельная деятельность 09.10 - 09.35 Изобразительная деятельность (рисование) 10.50 - 11.15 Музыкальная Деятельность 16.00-16.25 «Безопасность» 09.10 - 09.40 Изобразительная деятельность (рисование) 10.00-10.30 Музыкальная деятельность 16.00-16.30 Конструктивно-модельная деятельность I подгр. - 09.00 - 09.30 II подгр. - 09.35-10.05 III подгр. - 10.10-10.40 Коррекция речи 10.45- 11.15 Двигательная деятельность 16.00-16.30 «Безопасность» 09.10 - 09.40 Коммуникативная деятельность (развитие речи) 09.50-10.20 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 10.40 - 11.10 Музыкальная деятельность 09.10 - 09.40 Коммуникативная деятельность (подготовка к обучению грамоте) 09.50-10.20 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 10.35 - 11.05 Двигательная деятельность 09.10 - 09.40 Конструктивно - модельная деятельность 09.50 - 10.20 «Дорогою добра» 11.50 - 12.20 Музыкальная деятельность № 12 (15*) 21 09.10 - 09.40 Конструктивно - модельная деятельность 09.50 - 10.20 «Дорогою добра» 11.40 - 12.10 Двигательная деятельность(У) 12 (15*) 12 (15*) Во всех группах: Восприятие художественной литературы и фольклора ежедневно. В младших и средних и группах конструктивно-модельная деятельность 1 раз в неделю, в самостоятельной деятельности детей и совместной со взрослыми деятельности. Воспитательная работа ежедневно в соответствии с Рабочей программой воспитания. Игровая деятельность - ежедневно. Условные обозначения: *количество занятий в неделю, включая занятия в части, формируемой участниками образовательных отношений; У - занятия на улице. 22 РАСПИСАНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ на 2023-2024 учебный год № группы Время начала и окончания Группы раннего возраста (1,5 - 3 года) № 1,2, 7 Утренняя гимнастика проводится воспитателем в групповом помещении Младшие группы № 4, 11 (3 - 4 года) Утренняя гимнастика проводится воспитателем в групповом помещении Средние группы (4 - 5 лет) № 8, 12 Утренняя гимнастика проводится инструктором по ФК в физкультурном зале Старшие группы (5 - 6 лет) № 10, 13 Утренняя гимнастика проводится инструктором по ФК в физкультурном зале Подготовительные к школе группы (6-7 лет) № 3, 5, 9 Утренняя гимнастика проводится инструктором по ФК в физкультурном зале 23 08.05 - 08.15 08.05 - 08.15 08.00 - 08.10 08.15 - 08.25 08.30 - 08.40 Расписание занятий по физическому развитию воспитанников МАДОУ № 308 на 2023 - 2024 учебный год Дни недели группы понедельник вторник группа № 1 1 подгр. -16.10-16.20 2-3 года 2 подгр. -16.30-16.40 группа № 2 1 подгр. -16.10-16.20 2-3 года 2 подгр. -16.30-16.40 группа № 7 1 подгр. -16.10-16.20 1,5-2 года 2 подгр. -16.30-16.40 группа № 11 09.10-09.25 3-4 года группа № 4 09.10-09.25 3-4 года группа № 8 09.30-09.50 4-5 лет группа № 12 09.30-09.50 4-5 лет группа № 13 09.55-10.20 09.55-10.20 5-6 лет группа № 10 10.25-10.50 5-6 лет группа № 9 10.25-10.55 6-7 лет группа № 3 11.00-11.30 6-7 лет группа № 5 10.55-11.25 12.00-12.30 (У) 6-7 лет Ранний возраст - занятие в группе проводит воспитатель У - занятие на улице на спортивной площадке среда четверг пятница 1 подгр. -16.10-16.20 2 подгр. -16.30-16.40 1 подгр. -16.10-16.20 2 подгр. -16.30-16.40 1 подгр. -16.10-16.20 2 подгр. -16.30-16.40 09.10-09.25 09.10-09.25 09.30-09.50 09.10-09.25 09.30-09.45 09.30-09.50 09.55-10.15 09.50-10.10 11.30-11.55 (У) 11.20-11.45 (У) 10.00-10.25 11.55-12.25 (У) 10.45-11.15 10.25-10.55 11.40-12.10 (У) 10.35-11.05 24 Расписание занятий по музыкальному развитию воспитанников МАДОУ № 308 на 2023 - 2024 учебный год Дни недели группы группа № 1 2-3 года группа № 2 2-3 года группа № 7 1,5-2 года группа № 11 3-4 года группа № 4 3-4 года группа № 8 4-5 года группа № 13 5-6 лет группа № 12 4-5 лет группа № 10 5-6 лет группа № 9 6-7 лет группа № 3 6-7 лет группа № 5 6-7 лет понедельник вторник среда четверг 1 подгр.- 08.45-08.55 2 подгр.- 09.00-09.10 1 подгр.-08.45-08.55 2 подгр.-09.00-09.10 1 подгр.-09.00-09.10 2 подгр.-09.15-09.25 1 подгр.-08.45-08.55 2 подгр.-09.00-09.10 1 подгр.-09.00-09.10 2 подгр.-09.15-09.25 1 подгр.- 08.45-08.55 2 подгр.- 09.00-09.10 09.25-09.40 пятница 09.35-09.50 09.25-09.40 09.00-09.15 09.50-10.10 09.35-09.55 10.00-10.25 09.50-10.10 10.05-10.30 09.25-09.45 10.20-10.45 10.50-11.15 10.20-10.50 10.00-10.30 11.00-11.30 10.40-11.10 10.35-11.05 25 11.50-12.20 (после прогулки) Перспективный календарно - тематический план работы на 2023-2024 учебный год МЕ СЯ Ц НЕДЕ ЛЯ ОКТЯБЬ СЕНЯБРЬ 1 3 До свидания, лето, здравствуй Детский сад! Наш друг Светофор! Мой любимый детский сад. Мои любимые игрушки. Осень. Овощи и фрукты. 4 Осень. Грибы и ягоды. 1 Мониторинг 2 Осень. Дикие и домашние животные Я и моя семья. 2 3 4 НОЯБР СРЕДНЯЯ ГРУППА СТАРШ АЯ ГРУППА До свидания, лето, здравствуй, Детский сад! Безопасность. До свидания, лето, здравствуй, Детский сад! Безопасность. Детский сад. Труд взрослых в детском саду. Осень в природе. Профессия лесника. Детский сад. Труд взрослых в детском саду. Осень (обобщение). Растения и животные осенью. Осенние работы в огороде, саду, поле. Сельскохозяйственные профессии Мониторинг Листая летние страницы. Труд взрослых в детском саду. Профессия учителя и «профессия» ученика. Осень (осень в стихах русских поэтов). Фенологический сад. Мониторинг Овощи и фрукты. Сельскохозяйственные профессии. Мониторинг Дикие и домашние животные осенью. Поздняя осень. Перелетные птицы. Я в мире человек. Я в мире человек. Я вырасту здоровым Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения. Транспорт. Знакомство со светофором, профессиями полицейского, инспектора ГИБДД. Улицы родного города. Дружат взрослые и дети. 3 Мебель, предметы домашнего обихода. Родной город. Дом и его части, строительные материалы. Родной город, край. 4 Мои друзья. 1 Зимушка-зима. Мебель, предметы домашнего обихода. Зимушка-зима. Дома нашего города. Строительные профессии. Я тоже имею права. Родной город Екатеринбург. Мебель, материалы из которых она изготовлена. Зимующие птицы. 2 Зимние забавы. Зимние забавы. Зимушка-зима. Зимние забавы 3 Елка. Новый год. Безопасный и волшебный Новый год. Культурные традиции народов Среднего Урала. 2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА До свидания, лето, здравствуй, Детский сад! Безопасность. Транспорт. Знакомство со светофором, профессиями шофера и водителя. Мой дом, его части. 1 ДЕКАБРЬ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА М ЛАДШ АЯ ГРУППА Моя страна. Москва-столица нашей Родины. 26 Осенние работы в огороде, саду, поле. Сельскохозяйственные профессии. Поздняя осень. Перелетные птицы. Подготовка животных к зиме. Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения. Г ородские профессии. Путешествие в прошлое родного города, края Мой город, моя страна, моя планета. Г осударственная символика. Дома нашего города. Строительные инструменты, материалы и профессии. Ш кола юного правоведа. Мебель, предметы домашнего обихода, бытовые приборы. Природные особенности Среднего Урала. Зимующие птицы. Зимушка-зима. Зимние забавы. Народные праздники. Культурные традиции народов Среднего Урала. ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ 4 Новогодние каникулы. 2 Зима. Дикие животные (обобщение). Зима. Дикие животные (обобщение). Деревья. Дикие животные наших лесов. Кто живет на Урале? Хвойные деревья. Животные наших лесов. Кто живет на Урале? 3 Деревья зимой. Животные жарких стран. Животные жарких стран. Животные Севера и жарких стран. 4 Зима в родном городе. Животные Арктики и Антарктики. Животные Севера. Рыбы. Животные морей и океанов. 1 Посуда. Я и мой папа. Посуда. Продукты питания. Профессия повара. Мы-россияне. Почта. Профессия почтальона. 2 Посуда. Продукты питания. Знакомство с профессией повара. Наша родина-Россия. 3 Наша Армия. Защитники отечества. 4 Весна. 8 марта - М амин день. Весна. 8 марта - М амин день. Военные профессии. Защитники отечества. Екатеринбург-горд будущего. 1 Весна. 8 марта - М амин день. Весна. 8 марта - М амин день. Военные профессии. Защитники отечества разных времен. Екатеринбург-столица Урала, город будущего. Памятные места города. Весна. Международный женский день. 2 Народная игрушка. Русская матрешка. Знакомство с народной культурой и традициями. Дымковская игрушка. 3 4 Дымковская игрушка. Народный фольклор. Профессии (продавец, врач). 1 Мониторинг. Русский фольклор. Истоки народной мудрости. Всякий труд почетен. Профессия парикмахера. Мониторинг. 2 Весна. Приметы весны. 3 Елка. Новый год. Елка. Новый год. Безопасные каникулы. Весна. Международный женский день. Народная культура и традиции. Народные игрушки. Игрушка на Урале. Елка. Новый год. Безопасные каникулы. Наша родина-Россия. Москва. Народная культура и традиции. Народные промыслы. Декоративно прикладное искусство Урала. Русская изба. Сказы П.П. Бажова. Самоцветы Урала. Знакомство с профессией почтальона. Библиотека. Профессия библиотекаря. Мониторинг. Мониторинг. Космос. Космос. Планета Земля. Весна в лесу. Весна. Сезонные работы в саду и огороде. Весна. Сезонные работы в саду и огороде. 4 День победы. День победы. Герои ВОВ. 2 Лето. Сезонные изменения в природе. Лето. Насекомые. Лето в живой и неживой природе. Садовые и огородные растения летом. Летние виды спорта. День победы. Герои ВОВ. Встречи с интересными людьми. Г орода-герои. Памятники героям ВОВ. Сезонные изменения летом. Фенологический сад. Летние виды спорта. Лето в лесу, грибы. Космос. Планета Земля. Первый космонавт. Приметы весны. Растения и животные весной (обобщение). День победы. Герои ВОВ. Встречи с интересными людьми. Богатыри земли русской. 3 4 Лето. Насекомые. 27 До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! Июнь - Август: Фенологические наблюдения, прогулки по экологической тропе. Летние виды спорта. Безопасность. Нравственно-патриотическое воспитание. 28